С 11 декабря по 12 января 2025 года двери МХАТ имени Горького будут открыты для зрителей, чтобы погрузить их в мир спектакля «Женщины Есенина». Уникальная постановка создана на основе книги Александра Раткевича и Захара Прилепина, посвященной судьбоносным женщинам, оставившим след в жизни великого поэта Сергея Есенина.
На сцене оживают мини-новеллы, раскрывая образы пяти его муз: Анны Сардановской, Анны Изрядновой, Лидии Кашиной, Галины Бениславской и Айседоры Дункан. Через их истории преломляется непростая эпоха перемен – голод, разруха и становление советской власти, а также новые веяния в литературе.
Глубокие чувства и жертвы, которыми они сопровождались, переданы актрисами с невероятной тонкостью, избегая ненужной грубости. Андрей Вешкурцев пробудил на сцене живое перевоплощение Есенина, выразив всю отчаянную боль его «измученной души». Режиссерские находки, такие как листья-строки поэта, свет прожектора-солнца и вращающиеся колеса, символизирующие Землю, делают спектакль эстетически символичным.
Особенно трогательна линия матери Есенина – Татьяны Федоровны, которую мастерски сыграла Екатерина Стриженова. Ее образ крестьянки, оставившей семью и вынудившей мужа искать и возвращать ее, вплетен в драматическую ткань постановки. Создатели спектакля подчеркивают, что неустроенность личной жизни поэта многие объясняют именно материнским предательством. Оно оставило след на подсознании Сергея и отразилось на его отношениях с женщинами. Историю его сестер, увы, раскрыть глубоко не удалось, но режиссеры сосредоточились именно на амурных линиях.
Некоторые зрители сетовали на недостаток поэзии в спектакле, ведь всем известны строки классика. Здесь же были раскрыты стороны его жизни, его страсти, драмы, любовь и боль — то, что питало источник его творчества. С тяжелым сердцем и светлой грустью можно наблюдать за трагедией Галины Бениславской, верной возлюбленной, секретарем и другом поэта. Она, сыгранная Агнией Кузнецовой, принесла жертву своей жизни, покончив с собой на его могиле. Зрители почувствуют безысходность ее любви, ставшей жертвенной службой человеку, которого она так и не смогла забыть.
Трогателен образ Анны Сардановской в исполнении Екатерины Ливановой – первой возлюбленной и музы Есенина. Именно ей поэт посвятил такие стихи, как «Темна ноченька, не спится…», «Хороша была Танюша…», и даже целую поэму – «Анна Снегина».
Последняя любовь поэта, Августа Миклашевская, показана лишь вскользь; акцент сделан на эмоциональной буре в отношениях с всемирно знаменитой танцовщицей Айседорой Дункан, роль которой сыграла Екатерина Волкова. Ее великолепный танец под занавес еще раз напоминает зрителям, какой невероятной женщиной была Айседора.
«Женщины Есенина» в МХАТ имени Горького https://mhatg.ru/events/61343 – это взгляд на поэта не только как на яркого творца, но и как на обыкновенного человека, проживавшего свои бури любви, предательства и страсти, из которых рождалась великая поэзия.